контакты: 8(4967)72−64−53
часы приёма: понедельник — 16.00.-18.00.
среда — 16.00.-18.00.

Уполномоченный по правам ребенка в Московской области:
сайт: http://uprmosobl.ru
e-mail: upr@mosreg.ru
телефоны: +7 (495) 650-23-64, +7 (916) 401-89-13

Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть

среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Декларация прав ребёнка, ст. 8.

Человек живёт и действует в сложных условиях многообразного социума. Развитие человека — результат сложного длительного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психологические и социальные свойства. Эти изменения происходят в процессе формирования личности, под воздействием её образования и воспитания.

Концепция модернизации образования так определяет социальные требования к системе российского образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Эффективное решение поставленной цели возможно только при полном взаимодействии и взаимопонимании семьи и школы при активном участии всех субъектов образовательного процесса.

Однако, в связи с тем, что семья в настоящее время большую часть времени вынуждена решать социально-бытовые проблемы, уделяется недостаточное внимание развитию и воспитанию детей, утрачены семейные традиции, которые способствуют усвоению ребёнком общечеловеческих ценностей. Помимо кризисного положения семей, дети также страдают от бедности, социальной несправедливости, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, болезней, террористических актов и военных конфликтов.

По словам Евы Лентовска (первого польского омбудсмена): «Сочетание „Школа — правовое пространство“ предполагает в деятельности школы акцент на уважение прав и свобод личности, на защиту её интересов. Именно школа должна дать ученику необходимый для его социализации опыт улаживать существующие конфликты, смягчать напряжённость, устанавливать правила игры, позволяющие обществу функционировать, несмотря на противоречивые интересы и потребности людей».

Поэтому образовательные учреждения призваны создавать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие комфорт педагогам, ученикам и родителям. Наличие в школе Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса способствует созданию именно таких условий.

В 2009 году на эту ответственную должность в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» города Серпухова Московской области выбрали меня, Затравкину Елену Валерьевну, так как к этому времени учительский труд я совмещала с работой социального педагога, знала изнутри проблемы школы и нашего сложного микрорайона.

Согласно определению

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса (ОМБУДСМЕН) — это правозащитник в структуре органов общественного управления образовательного учреждения, способствующий усилению гарантий защиты прав, свобод и законных интересовучастников образовательного процесса в образовательном учреждении, а также восстановлению нарушенных прав.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса являются:

— принятие внутренних нормативных актов, регулирующих отношения внутри школьного коллектива;

— проведение мероприятий, посвящённых правам участников образовательного процесса;

— рассмотрение обращений учеников, их родителей и учителей и посильная помощь в соответствии со спецификой сложившейся ситуации.

Основными задачами Уполномоченного являются:

1. Всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;

2. Оказание помощи родителям по вопросам соблюдения прав человека, прав ребёнка;

3. Регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в конфликтных ситуациях, связанных с соблюдением прав человека, прав ребёнка;

4. Обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребёнка, прав человека;

5. Содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

Как показывает практика работы, важнейшая роль Уполномоченного заключается в том, что через него осуществляется «обратная связь» между всеми участниками образовательного процесса и выстраивается более чёткая и ответственная деятельность администрации школы, основанная на принципах прозрачности и законности.

Я считаю, что деятельность Уполномоченного, в первую очередь, должна быть направлена на формирование добрых взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Поэтому сферу деятельности Уполномоченного представляю таким образом:

Роли Уполномоченного по защите прав участников образовательного процессав МОУ СОШ № 16

  • эксперт;
  • советчик;
  • адвокат;
  • общественный деятель;
  • помощник;
  • друг;
  • посредник;
  • психолог;

Роль Уполномоченного — не просто установление контроля соблюдения прав ребёнка, а начало движения от прав Ребёнка к правам Человека. Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Серпухова Московской области ведёт работу по защите прав участников образовательного процесса на протяжении пяти лет. За это время при непосредственном участии Уполномоченного были выработаны и со временем корректируются и обновляются локальные правовые акты: — Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса МОУ СОШ № 16;- «Правила школьной жизни» (куда вошли «Права и обязанности школьника», «Права и обязанности учителя, классного руководителя», «Права и обязанности родителей (законных представителей)»;- с учётом мнения Уполномоченного вносятся изменения и дополнения в Устав ОУ, Правила внутреннего распорядка. Основная работа Уполномоченного — рассмотрение обращений и жалоб, разбор конфликтных ситуаций. Школьный правозащитник должен уметь предвидеть, какие нарушения могут быть в школе, научить детей самостоятельно выходить из конфликтов, а учителей вооружить максимально корректным приёмам и методам разрешения конфликтных ситуаций в детском коллективе, в работе с родителями. (См.Раздел:Описание способов разрешения наиболее распространённых проблемных, конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в МОУ СОШ № 16)При рассмотрении обращений и жалоб, разрешении конфликтных ситуаций я стараюсь руководствоваться заповедью — «не навреди». Жалобы не должны быть источником напряжённости в школьном коллективе, орудием, с помощью которого можно сводить счёты или порочить репутацию людей. Главное — защита, охрана и пропаганда ценности прав участников образовательного процесса. Институт Уполномоченного является необходимой составляющей развития учебно-воспитательного процесса в нашей школе. Важное место в данном процессе, безусловно, занимает правовое образование детей. Без правовых знаний человек беспомощен. Но одних знаний и даже умений ими пользоваться явно недостаточно в стремительно развивающихся социально-экономических и социально-политических условиях. Необходимо в детях воспитывать ещё и положительные правовые чувства, позитивное отношение к законам и правовым нормам. Если ребёнку, начиная со школьной скамьи, прививать уважительное отношение к праву, то, став взрослым, вряд ли он будет правонарушителем. Он будет стараться вести себя в соответствии с законами, быть законопослушным гражданином. Поэтому правовое образование детей — это путь к созданию устойчивой среды для развития правовой культуры подрастающего поколения, воспитания гражданственности. Задачами правового воспитания в нашей школе являются: — обеспечение учащихся знаниями о правах человека, правовой системе, структуре государства;- обучение школьников применению теоретических знаний в практических ситуациях;- формирование у учащихся отношения к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод. Работа по правовому воспитанию осуществляется путём участия участников образовательного процесса: — в школьных и муниципальных олимпиадах по праву;- в конкурсах творческих работ по правовой тематике;- в проведении правовых классных часов и викторин;- в организации и проведении «круглых столов», деловых игр, диспутов, тренингов;- в оформлении информационных стендов. В школе ежегодно проводятся олимпиады по праву, победители которых затем участвуют в городских. В 2013/14 учебном году ученица 9-А класса Васильева Екатерина стала призёром городской олимпиады по праву, помощники Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса также принимают активное участие в муниципальном этапе областного конкурса «Права человека глазами ребёнка», обусловленного необходимостью формирования правового просвещения школьников различных возрастных категорий. Среди учащихся школы — победители и призёры городского этапа конкурса, и лауреат областного конкурса — Кукушкина Полина. Учитель истории и обществознания Демирчян Светлана Рубеновна проводит занятия со старшеклассниками в «Школе правовой грамотности». Ребята- активисты «Школы …» затем помогают классным руководителям и Уполномоченному в организации и проведении деловых игр, турниров знатоков права, классных часов по правовой тематике. Повышенная заинтересованность учащихся и родителей к своим правам и обязанностям успешно решается на «Неделе права».Для того чтобы учащиеся нашей школы умели вырабатывать и отстаивать свою гражданскую позицию, нравственные нормы поведения, находить конструктивные пути выхода из конфликтных ситуаций, формулировать мировоззренческие установки, педагогический коллектив использует различные инновационные формы воспитательной работы. Одной из главных форм является система единых классных часов. (См. Приложение № 1)Единые классные часы — это время совместного с учащимися поиска истины, смысла собственного существования и взрослого, и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни. Оказывают помощь в работе Уполномоченному детские общественные правозащитные организации. В нашей школе создан отряд ЮИД, который пропагандирует изучение и соблюдение правил дорожного движения, способствует воспитанию законопослушного пешехода, пассажира, будущего водителя. ЮИДовцы систематически организуют и проводят выступления агитбригады, принимают участие в целевых профилактических мероприятиях, акциях ГИБДД, месячниках безопасности дорожного движения, выпускают агитационные листовки и плакаты, выявляют нарушителей ПДД при проведении рейдов в микрорайоне школы. Гражданская позиция проявляется и в работе детей по пропаганде здорового образа жизни. Традиционные мероприятия этого направления: «День красоты и здоровья», «День защиты детей от аварий и угроз природного и техногенного характера», «День детского доверия». Особый интерес и внимание вызывает у учащихся проведение Единых дней профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. В организации таких дней нам помогают специалисты различных структур системы профилактики: психологи, врачи, юристы, инспектора ОУУП и ПДН, представители КДН и ЗП, волонтёры медицинского училища. Привлекаются и родители учащихся, работающие в юридических организациях. Мы всегда рады встречам с представителем Уполномоченного по правам человека Московской области в г. о. Серпухов Сирченко Галиной Алексеевной, которая всегда информирует школьников о состоянии дел по соблюдению прав ребёнка в нашем городе и в стране, ведёт правовое просвещение в области прав детей, обучая формам и методам их защиты. Данные социально-значимые мероприятия помогают детям делать правильный выбор в различных жизненных ситуациях, противостоять негативному влиянию сверстников и взрослых. Одним из важных средств и методов правового воспитания в МОУ СОШ № 16 является ученическое самоуправление, которое помогает почувствовать учащимся всю сложность социальных отношений, сформировать гражданскую позицию, определить свои возможности в реализации лидерских качеств. Через своё участие в решении сложных проблем у учащихся вырабатываются качества личности, необходимые для преодоления трудностей социальной жизни. Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. В нашей школе принята трёхуровневая система самоуправления школьников.1 уровень — классное самоуправление;2 уровень — школьное ученическое самоуправление (ШУС);3 уровень — соуправление (в основе — Совет школы).В каждом классе самоуправление учащихся развивается по направлениям: — учебно-познавательное; - спортивное;- духовно-нравственное; - трудовое;- художественно-эстетическое; - дисциплины и порядка. Соответственно указанным направлениям в классах созданы комиссии (рабочие органы), которые выполняют определённые функции. Из председателей комиссий формируется Совет класса. Высшим органом самоуправления в классе является классное собрание. Самые активные старшеклассники участвуют в работе городского объединения школьников «Содружество юных серпуховичей» (СЮС).Такая деятельность увлекает детей, сплачивает коллектив, развивает у школьников гражданские качества личности, способствует предотвращению конфликтных ситуаций в образовательном пространстве. Гражданско-правовая среда школы включает в себя деятельность различных структур и подразделений. Должность Уполномоченного — необходимое связующее звено, с помощью которого осуществляется тесное взаимодействие всех участников образовательного процессас другими специалистами и учреждениями, как на уровне школы, так и на городском уровне. (См. Приложение № 2)Благодаря совместной работе с этими учреждениями участникам образовательного процесса оказывается психологическая, юридическая и социальная помощь, в первую очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. С целью профилактики правонарушений большое внимание школа уделяет досуговой деятельности учащихся во внеурочное и каникулярное время, как на базе школы, так и на базе культурно — и спортивно-досуговых учреждений, расположенных на территории микрорайона (летний пришкольный оздоровительный лагерь, детская музыкальная школа № 3, филиал № 1 городской библиотеки, ДДЮТТ, Дворец спорта «Надежда» и др.)В Семейном кодексе РФ провозглашено самое главное право ребёнка — жить и воспитываться в семье. Это право предполагает, что и обстановка в семье, и воспитание должны отвечать его интересам и ни в коем случае не противоречить им. Для полного и гармоничного развития личности ребёнка ему необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере любви, понимания. Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей учащихся нашей школы позволяет утверждать, что около 30% учащихся имеют тяжелую семейную обстановку (проживают в многодетных семьях, неполных, имеют родителей-инвалидов, живут с бабушками и дедушками при живых родителях, живут с опекунами). Подавляющее большинство родителей по своему социальному статусу — рабочие, занятые на временных работах, безработные, работающие за пределами города Серпухова и района. Определенная часть семей имеет низкий трудовой доход, и соответственно низкий жизненный уровень. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат. Неумение строить внутрисемейные отношения, конфликты между родителями могут привести к распаду семьи. В таких ситуациях, безусловно, страдают супруги, но особенно — дети. Ещё более трагичной для ребёнка является ситуация, когда родители злоупотребляют спиртными напитками, уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию детей, вредно влияют на них своим аморальным поведением. Тем семьям, в которых выявляются факты асоциального поведения родителей, при непосредственном участии Уполномоченного своевременно оказывается социально-психологическая и медицинская помощь, а в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, они временно помещаются в городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Семьям с низким материальным достаткомстараемся оказывать помощь всем педагогическим коллективом в приобретении школьной одежды, канцтоваров, решаем вопрос об обеспечении ребёнка бесплатным горячим питанием, льготным проездом. Для повышения статуса семьи как воспитательного института в образовательном учреждении с участием Уполномоченного используются следующие формы работы с семьёй: — общешкольные и классные родительские собрания и конференции;- индивидуальные и тематические правовые консультации;- анкетирование родителей, тренинги;- посещение родителями открытых уроков и внеклассных мероприятий;- помощь родителей в организации и проведении внеклассных мероприятий, содействие в укреплении материально-технической базы школы;- совместные праздники (календарные, семейные), вечера отдыха, поездки, экскурсии, походы;- участие родителей в работе классных родительских комитетов и Управляющего Совета школы. Таким образом, вся работа Уполномоченного направлена на улучшение условий учебно-воспитательного процесса, соблюдение санитарно-гигиенических норм, комфортного морально-психологического климата, этических норм поведения, как учащихся, так и педагогов. Наличие в школе Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса с каждым годом дает детям, учителям, родителям опыт улаживания конфликтных ситуаций, умение пользоваться своими правами, понимая обязанности и ответственность. Атмосфера детской защищенности и психологического комфорта меняет стиль школьной жизни; превращает школьников, педагогов и родителей в союзников и единомышленников; пересматривается педагогическая позиция учителя и администрации; создаются условия, помогающие созданию и принятию ценностей гражданского общества, способов совместной деятельности людей разного возраста и пола, мировоззрения и вероисповедания, национальностей и характеров, происходит становление правовой культуры всех участников образовательного процесса.

ОбращенияХарактеристика конфликтных ситуаций и обращенийФормы работы Уполномоченного
Обращения учащихсяМежличностные конфликты «Ученик-ученик»1. Индивидуальные, групповые беседы с привлечением классного руководителя и педагога-психолога.
2. Единые часы духовно-нравственного воспитания или тематические классные часы «Человек среди людей», «Как жить, когда трудно», «Мои права и обязанности» и др.
3. Система тренингов для учащихся совместно с педагогом-психологом «Знакомство», «Контакт», «Мы команда!», «Конфликт», «Без масок» и др.
4. Коллективно-творческие дела.
Конфликты «Ученик – учитель». Нарушение этики взаимоотношений1. Обсуждение этики поведения учителя рассматривается на педагогических советах, на совещаниях при директоре и завуче «От конфликта к культуре педагогического общения», «Развитие профессиональной компетентности учителя», «Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся» и др.
2. Индивидуальное разрешение особо сложных, напряжённых конфликтов с привлечением администрации школы, педагога-психолога.
3. Система тренингов для учителей совместно с педагогом-психологом «Знакомство», «Самоуважение», «Конфликт», «Общение» и др.
Конфликты, связанные с организацией учебного процесса1. Мониторинговые исследования по объёму домашнего задания, аудиторной загруженности; по эффективному использованию учебно-лабораторного оборудования; качества школьного питания.
2. Участие во внутри школьном контроле проверки дневников, тетрадей учащихся.
Обращения учителейКонфликты дисциплины (опоздания, пропуски уроков без уважительной причины, приход в школу без сменной обуви, нарушение внешнего вида, дерзость, оскорбления учащихся и др.)1. Индивидуальная и групповая профилактическая работа с учащимися в каждом конкретном случае с привлечением социального педагога, педагога-психолога.
2. Приглашение учащихся (совместно с родителями) на заседания педагогического совета, Совета профилактики правонарушений.
3. Организация и проведение для учащихся Единых дней профилактики правонарушений.
4. Правовые консультации для педагогов.
Конфликты «Учитель – родители». Ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей1. Организация психолого-педагогического сопровождения семей.
2. Взаимодействие с органами системы профилактики.
Обращения родителейОбращения в связи со сложными семейными обстоятельствами 1. Правовые консультации для родителей.
2. Взаимодействие с органами системы профилактики.
Обращения, связанные с организацией учебного процесса1. Индивидуальное консультирование.
2. Выступления на общешкольных и классных родительских собраниях.
Обращения, связанные с соблюдением санитарно-гигиенических норм, организацией горячего питания, медицинского обслуживания учащихся1. Организация встреч родителей с администрацией школы.
2. Рассмотрение данных вопросов на заседаниях Управляющего совета, совещаниях при директоре.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Система единых классных часов МБОУ СОШ № 16

 Направление классного часаРешаемые воспитательные задачиПланируемый результат
1 неделяКлассное собраниеОбсуждение вопросов жизни классного коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности класса.
Принятие решений, направленных на положительные преобразования в коллективе.
Распределение поручений между учащимися и избрание представителей в органы ученического самоуправления.
Отчёт учащихся о проделанной работе, о выполнении поручений.
Классное собрание формирует умение слушать выступающих товарищей, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за из принятие, подчиняться воле большинства.
2 неделяЦенностно-ориентирующий классный час нравственного воспитанияЗнакомство с миром нравственных ценностей (честь, совесть, доброта, послушание, трудолюбие, любовь и др.).
Выработка собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
Анализ нравственного опыта поколений.
Критическое осмысление собственных нравственных поступков, поступков сверстников.
Развитие нравственных качеств личности: доброты, желания помогать другим людям, умения
признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умения прощать и быть прощённым, умения доказывать свою точку зрения.
3 неделяТематический классный часПосвящён календарным знаменательным датам или важнейшим событиям и актуальным темам в жизни страны и мира, юбилеям и памятным датам в жизни выдающихся людей, событиям, связанным с именами выдающихся людей.Такие классные часы формируют у учащихся сопричастность к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, развивают кругозор, способствуют формированию интересов учащихся, способности к саморазвитию и самовыражению.
4 неделяЦенностно-ориентирующий классный час духовного воспитанияЗнакомство с историей родного города, с его духовными и культурными центрами, с именами наших земляков, традициями русского народа.Привитие любви к Отечеству, к родной земле и своему дому, любви к ближнему и уважения к старшим.
Сохранение историко-духовной памяти своего народа, традиций защитников Родины.
Осознание роли труда в жизни россиян.

ПРАВИЛА

внутреннего распорядка для учащихся

I. УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

1. Учащиеся должны добросовестно относиться к учебной деятельности и успешно осваивать выбранную образовательную программу, развивать свои способности.
2. Учащиеся школы должны с уважением относиться к преподавателям и сотрудникам школы, к учебному процессу.
3. Начало занятий в школе в 8 часов 30 минут, по расписанию уроков.
4. Учащиеся обязаны посещать уроки согласно утвержденному расписанию.
5. Опоздания на занятия и пропуск без уважительных причин не допускаются.
6. Основанием для освобождения от занятий являются:
Медицинская справка, освобождающая от занятий по состоянию здоровья;
Приказ директора школы, издаваемый на основании заявления родителей (лиц, их заменяющих).
При освобождении учащихся от занятий (по письменному заявлению родителей, которое они передают заранее через классного руководителя директору) ответственность за освоение учебной программы, за жизнь и здоровье детей возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.
7. Учащиеся школы обязаны приходить на уроки подготовленными: с выполненными заданиями, имея при себе все необходимое для занятий и исправные ученические принадлежности.
8. Учащиеся школы должны бережно относиться к выданным им учебникам, учебным пособиям, к имуществу школы.
9. Учащиеся 2−9 классов обязаны иметь дневник, заполненный в соответствии с установленными правилами, и предъявлять его по первому требованию преподавателя.
10. Все вопросы учащиеся должны решать за время перемены: посещение столовой, библиотеки и т. д. Не допускается использование учебного времени во внеучебных целях.
11. Учащиеся должны знать и выполнять данные правила, а также правила техники безопасности, охраны труда, ПДД.
12. Учащимся запрещается:
Самовольно покидать школу во время учебных занятий и на переменах.
Уход из школы разрешается в исключительных случаях с уведомлением классного руководителя и разрешения дежурного администратора.
Разрешать конфликтные ситуации между учащимися с применением физического воздействия.
Портить имущество школы и имущество других учащихся, работников школы.
Приносить в школу предметы и вещи, которые могут представлять опасность для окружающих и не являющиеся необходимыми для учебного процесса.
При систематическом, а в особых случаях и при единичном нарушении данного запрета, указанные предметы и вещи могут быть изъяты сотрудником школы на временное хранение для передачи родителям учащегося.
Совершать действия, подлежащие дисциплинарному, административному взысканию или уголовному наказанию.
Мешать проведению урока: перемещаться по классу без разрешения учителя; самовольно выходить из класса; разговаривать и отвлекать других учащихся; требовать выхода из класса (за исключением медицинских показаний или в экстренных случаях).
Без разрешения сотрудников школы самостоятельно открывать и проникать в любые школьные помещения.
Перемещаться по школе бегом.
Пользоваться мобильным телефоном во время учебных занятий, нахождения в школьном буфете или библиотеке.
Курить в помещениях и на территории школы.

II. ВЗАИМОТНОШЕНИЯ В ШКОЛЕ

1. Взаимоотношения в школе строятся на принципе уважения к личности участников образовательного процесса.
2. Учащиеся обязаны быть внимательными и предупредительными к окружающим людям.
3. Учащиеся должны здороваться с работниками и посетителями учебного заведения.
4. Учащиеся должны при входе в класс взрослого человека приветствовать его вставанием.
5. Учащиеся должны выполнять все распоряжения и требования любого сотрудника школы. Грубость и отказ от выполнения полномочного требования — считается грубейшим нарушением дисциплины и подлежит обязательному дисциплинарному воздействию.

III. ОТНОШЕНИЕ К ИМУЩЕСТВУ ШКОЛЫ

1. Учащиеся должны бережно относиться к имуществу школы, поддерживать чистоту и порядок в помещениях и на территории школы.
2. Учащиеся привлекаются к уборке учебных кабинетов и участвуют в санитарных днях, согласно графикам, составленным в классах, и плану работы школы.
3. Учащиеся принимают участие во всех мероприятиях по уборке принадлежащей школе территории.
5. Материальный ущерб, вольно или невольно нанесенный школе учащимся, должен возмещаться его родителями.
6. Учащиеся должны соблюдать порядок в столовой, быть аккуратными при приеме пищи, убрать за собой посуду.

IV. ДЕЖУРСТВО ПО ШКОЛЕ

1. К дежурству по школе (уборке учебных кабинетов) привлекаются учащиеся 7−9 классов.
2. Дежурные по школе обязаны:
Приходить на дежурство во время установленное классным руководителем;
Следить за соблюдением правил поведения, чистотой и порядком;
Быть вежливыми при наведении порядка;
Обо всех серьезных нарушениях и полученных травмах сразу сообщать дежурному учителю или дежурному администратору;
В конце дежурства вынести мусор и ликвидировать последствия недостаточно качественного дежурства.

V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА

К лицу, нарушившему настоящие «Правила», могут быть применены меры общественного воздействия или, по представлению классного руководителя, меры дисциплинарного воздействия:
Запись замечания в дневнике;
Вызов родителей;
Вынесение замечания;
Вынесение выговора;
Вынесение строгого выговора с записью в личном деле учащегося.

VI. ПРАВА УЧАЩИХСЯ

Все учащиеся в школе имеют право на:
получение образования в соответствии с государственными стандартами;
на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
на уважение их человеческого достоинства;
на свободу совести и информации;
на свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Форма акта обследования условий проживания семьи